День Святой Троицы! День Святого Духа!

В 50-й день после Светлого Христова Воскресения в нашем храме состоялись торжества, посвященные дню Святой Троицы!

Сам Господь наш Иисус Христос лично основал Новозаветную Церковь, установил главные Таинства и показал Своим личным примером ученикам-апостолам то, каким должен быть «Пастырь добрый». Прежде, чем выходить на проповедь, Господь принял Святое Крещение от пророка и предтечи Иоанна. Этим событием Он оставил нам Таинство Крещения. На протяжении всей Своей земной жизни Господь оглашал основы Христианства апостолам и народу, научил апостолов проповедовать, посылая их «как овец среди волков» (Мф. 10,16). И перед Своей земной смертью и Воскресением Он открыл им тайну о Церкви: «Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16,18), пообещав не оставить ее и после Своего Вознесения. Это произошло во время Сошествия Святого Духа на апостолов: «Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин.15,26).

Хотя о Духе Божием говорится уже в первых стихах Библии: Дух Божий носился над водою (Быт.1:2). Указанное в русском переводе слово «носился» многие святые отцы считают не точным переводом, теряется смысл еврейского слова, которое означает не просто перемещение в пространстве, но имеет значение «согревать» или «оживотворять». Святитель Василий Великий при толковании этого стиха сравнивает Святого Духа с птицей, которая своим теплом согревает и высиживает яйца, то есть здесь речь идет о том, что Третья Ипостась Святой Троицы согревал землю в течении всего творения мира и на протяжении всего его существования продолжает это делать.

Продолжал промышлять и действовать Святой Дух через святых и пророков. Ветхозаветное учение о Духе Божием получило развитие в Книге пророка Исаии: «Они возмутились и огорчили Святаго Духа Его» (Ис.63:10); «Послал меня Господь Бог и Дух Его» (Ис.48:16). В этих высказываниях содержится совершенно ясное указание на личное бытие Святого Духа, поскольку, очевидно, что огорчить безличную силу невозможно, и на соучастие Духа в делах Божественного Промысла (Послал меня).

В Новом Завете присутствие Святого Духа в Церкви мы видим уже со дня Пятидесятницы. Открывается нам действие Святого Духа в книге Деяний Святых апостолов. Некоторые западные толкователи называют эту книгу «Деяниями Святого Духа». С этим можно согласиться, так как на протяжении всей книги описывается действие Святого Духа через апостолов. В первых тринадцати главах Деяний более сорока упоминаний о Святом Духе; первохристианская Церковь была преисполнена Духа Святого, и в этом был источник ее силы.

Сошествие Третьей Ипостаси Святой Троицы для утешения Церкви Божией произошло в пятидесятый день после Воскресения Христова, когда апостолы собрались в горнице на праздник еврейской Пятидесятницы. В это время на них сошел Святой Дух по обетованию Господа. Профессор Александр Павлович Лопухин замечает такое совпадение, что «Господу было угодно, чтобы — подобно как и Пасха — первая христианская Пятидесятница совпала с днем Пятидесятницы еврейской, что означало собою не менее как отмену и лучшую замену того и другого еврейского праздника.»

Об этом также говорили и святые отцы. Блаженный Феофилакт Болгарский в своем толковании на Деяния Святых апостол писал: «в какой день дан Закон, в тот же нужно было даровать и благодать Духа, потому что как Спаситель, имел понести святое страдание, благоволил предать Себя на это страдание не в иное время, а в то, в которое закалали агнца, чтобы связать истину с самым образом, так и сошествие Св. Духа, по благоизволению свыше, даровано не в иное время, но в то, в которое дан Закон, чтобы показать, что и тогда законополагал и теперь законополагает Дух Святой»

В Иерусалиме в тот день собралось множество народа на праздник, и апостолы, воспользовавшись моментом, вышли из дому и произнесли Свою первую проповедь, после которой стали христианами около трех тысяч человек (Деян. 2, 41).  После этого апостолы были постоянно вдохновлены и движимы Духом Святым (2 Пет. 1,21). Блаженный Феофилакт сравнивает это обращение народа с прообразом обрядов в день еврейской Пятидесятницы: «так как в день Пятидесятницы сносили снопы новых плодов и разные лица сходились под одно небо (в Иерусалиме): то в этот же день имело быть и то, чтобы начатки от всякого народа всех живущих под небом народов собирались в один сноп благочестия и по слову апостольскому приводились к Богу»

С этого момента сошествия на апостолов Дух Святой становится главной реальностью в первохристианской Церкви. Это проявилось в Его последующем промышлении о всей Церкви Божией. Все апостолы исполнились Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. То есть все апостолы получили дар говорения на иных языках, для того, чтобы нести учение Христово по всей Вселенной, как и заповедовал им Учитель. Святой Дух через этот дар помогал и действовал в апостолах, подобно тому, как действовал в ангелах и пророках.

Святитель Григорий Богослов говорит, что «после же всего действовал в учениках Христовых, и в них троекратно — по мере их удобоприемлемости и в три различные времена: до прославления Христова страданием, по прославлении воскресением и по вознесении на небо или устроении (Деян.3:21), как показывает первое — очищение от болезней и духов, производившееся, конечно, не без Духа; также по совершении домостроительства — дуновение Христово, которое очевидно было Божественным вдохновением, и наконец — нынешнее разделение огненных языков… Но первое было не ясно, второе явственное, а нынешнее совершеннее: ибо не действием уже, как прежде, но существенно присутствием и, — как сказал бы иной — «сопребывает и сожительствует Дух».

Святые отцы подтверждают действие в том, что апостолы стали говорить на разных языках. В объяснение сего так говорит Св. Кирилл Иерусалимский: «Петр и Андрей — Галилеяне говорят по-персидски и по-мидийски, Иоанн и прочие апостолы изъясняются на всяком языке с пришедшими от язычников. Дух Св. научает многим языкам вместе, каких вовсе не знали наученные Им. Это — Божественная сила! Какое сравнение между долговременным их неведением и между этою всеобъемлющею, многостороннею, необычайною, внезапною силою говорить на всех языках»

Святитель Феофилакт поучает: «почему дар языков апостолы получили прежде других дарований? Потому что имели разойтись по всем странам; и как во время столпотворения один язык разделился на многие, так теперь многие языки соединились в одном человеке, и один и тот же человек, по внушению Духа Святого, стал говорить и на персидском, и на римском, и на индийском и на многих других языках. И дар этот назывался «даром языков», потому что апостолы могли говорить на многих языках».

День сошествия Святого Духа был открыт Богом еще в Ветхом Завете. Апостол Петр, во время своей проповеди после сошествия на апостолов огненных языков, приводит цитату из пророчества Иоиля: «И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут.» (Деян. 2. 16). В этом пророчестве апостол замечает, что последние дни Ветхого Завета уже наступили и пришло время Нового Завета, новой Церкви и новой жизни человека. «Под выражением «в последние дни» пророчества обыкновенно указывали не только такие будущие события, которые должны были наступить при конце ветхозаветного времени и начале новозаветного, но и такие, которые будут совершаться и в продолжении всего новозаветного времени, до конца его (ср. Ис. 2:2; Мих. 6и др.).»

В фразе «Излию от Духа Моего на всяку плоть» Дух Божий представляется, как полнота всех даров, из которой изливается тот или другой дар на того или другого верующего. Каждый уверовавший во Христа, через таинство Крещения получал и, в принципе, получает до сих пор, изобилие даров Святого Духа. Как говорит пророк, одни будут пророчествовать, другие видеть видения, третьи сновидения и т.д. Но не стоит ограничивать эти дары, они неисчислимо разнообразны, просто в пример приводятся лишь некоторые, более известные в Ветхом Завете: «пророчество» — как общее действие приявших Духа Святого, «видения» — (в бодрственном состоянии) и «сновидения» — как два главных способа Божественного откровения пророкам (Числ. 12:6).»

Сойдя на апостолов Святой Дух сопровождал их на протяжении всей их миссионерской жизни. Он вдохновлял их на проповедь, так, например, «Он направил Филиппа заговорить с евнухом из Эфиопии (Деян. 8, 29), подготовил Петра к встрече посланцев Корнилия (Деян. 10, 19), повелел Петру идти без всяких сомнений с этими посланцами (Деян. 11, 28), повелел отделить Варнаву и Павла, чтобы они отправились проповедовать слово Божие (Деян. 13, 2.4), направил решение апостольского совещания в Иерусалиме (Деян. 15, 28), провел Павла через Азию, Мисию и Винифию в Троаду и далее в Европу (Деян. 16, 6-10), сказал Павлу, что его ждет в Иерусалиме (Деян. 20, 23). Первохристианская Церковь была общиной, которую направлял Дух Святой.»

Святой Дух был источником силы и мужества апостолов. Апостолы, ходя на проповедь, не боялись пострадать за правду, но несли Слово Божие и были движимы Духом Святым. Это замечается в мужестве апостола Петра перед синедрионом (Деян. 4, 8-31), а также в победе, одержанной апостолом Павлом над Елимой волхвом (Деян. 13, 9). Мужество христиан, помогающее им выстоять в опасной ситуации, сила христиан, позволяющая им выстоять в трудных условиях, христианское красноречие, когда оно необходимо, христианская радость, не зависящая от окружающих условий, — все они результат деяния Святого Духа.

В другом случае, Святой Дух показан управляющим апостолами, «которого Бог дал повинующимся Ему» (Деян. 5, 32). «Это касается утверждения личностности Духа Святого: когда апостолы служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их (Деян. 13:2), таким образом недвусмысленно свидетельствуется о Духе как о Том, Кто может сказать “Я”, то есть, обладает личным сознанием. То же мы видим из описания Его действий: Дух посылает (Деян. 13:4), повелевает (Деян. 8:29), препятствует (Деян. 16:6), понуждает (Деян. 18:5), прорекает (Деян. 21:11), Дух телесно переносит Филиппа (Деян. 8:39); иными словами, Дух Святой понимается как активно действующее Лицо, самовластно управляющее Церковью и, особо, распространением евангельской проповеди.» Тем самым здесь также выражена важная мысль о том, что мера Духа Святого распределяется каждому человеку по мере его достоинства и возможности понести эти благодатные дары. Это значит, что только человек, честно старающийся исполнить волю Божию, будет преисполнен все более и более даром Духа Святого. А в эпизоде с Симоном (Деян. 8:17-19) подчеркивается, что приобрести благодатные дары материальными средствами является тягчайшим грехом. И также попытка нажить себе земные блага благодаря Святому Духу. Это подтверждается в эпизоде с Ананией, где апостол Петр обращается к нему: «Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу (Деян 5:3-4).

Помимо направления апостольской миссии, Дух Святой является также совершителем поставлений во епископов, Он «поставляет епископов быть блюстителями, пасти Церковь» (Деян. 20:28), исполняет радости всех верующих (Деян. 13:52), так что Церкви по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем; и, при утешении от Святаго Духа, умножались (Деян. 9:31). Святой Дух является хранителем истинной веры в Бога, является подпитывателем этой веры в людях.

Святой Дух всегда говорил через апостолов и служителей Церкви. В то время возник спор между архидиаконом Стефаном и иудеями из синагоги. И они не могли противопоставить мудрым аргументам, которые говорил Святой Дух через Стефана (Деян. 6:9-10). На этом примере свидетельствуется исполнение обетования Господа о том, что Дух Святой научит верующих перед лицом гонителей что и как говорить (Лк. 12:12).

Архидиакон Стефан обращается к ним: «Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы» (Деян. 7:51). Речь его отсылает слушающих к книге Бытия, где также выражена мысль о том, «что грешные люди отвергают и противоборствуют Духу Божию, действия Коего в мире направлены на приведение человека к миру с Богом. В новой эпохе – эпохе Духа Святого весь человеческий мир делится на две части: тех, кто принимает Духа Святого посредством исповедания Христа и крещения, и тех, кто противится Ему – отрицающим Христа образом мыслей, греховным образом жизни или прямым гонением верующих.»

Неудивительно поэтому, что Святой Дух является тем, Кто определяет принадлежность к обществу Христовых. Когда апостол Павел встретил учеников Иоанна Крестителя, он первым делом спросил их: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Когда они ответили, мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый» апостол возложил на них руки и таким образом преподал им возможность стать сопричатстными Духу (Деян. 19:2-6). Еще один удивительный случай с Корнилием Сотником (Деян. 10:45) – исключение настолько неожиданное, что вызвало изумление у самих апостолов и всех верующих, исключение продиктованное тем, что имело знак благословения проповеди инородцам.

Таким образом Святой Дух в книге Деяний раскрывается как Утешитель и Помощник в жизни апостолов и христиан. Вся жизнь апостольская была в согласии со Святым Духом, и они постоянно были Им движимы. «Апостолы осознают себя как действующих вместе с Духом Святым: свидетели Ему в сем мы и Дух Святой (Деян. 5:32), угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме необходимого (Деян. 15:28). Впрочем, ев. Лука пишет, что иногда Дух препятствует им исполнять, то, что они собираются делать (Деян. 16:6), иногда же, напротив понуждает делать то, чего они лично делать не собирались, например, ап. Павел понуждается (suneho) Духом свидетельствовать о Христе (Деян. 18:5). Здесь показывается как соработничество, когда личное произволение и делание апостолов не устраняется, но направляется личным действием Духа Святого.»

Действие Святого Духа сохраняется до сих пор в современной Церкви. Чтобы получить дары Святого Духа, необходимо принять Таинство Крещения. Об этом было сказано еще апостолом Петром: «покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа (Деян. 2:38); дар Духа Святого открыт ныне каждому, но подается только после примирения человека с Богом во Христе посредством крещения.» Подтверждает эти слова Сам Господь: «Если кто не был возрожден от воды и Духа, не войдет в Царство Небесное» (Ин. 3,5). Исходя из этих слов мы видим, что в этом таинстве человек очищается благодатью Святого Духа, Утешителем, Которого Христос обещал послать и Который пребывает в Церкви Божией непрестанно.

Сейчас чаще мы называем дары Святого Духа одним словом- благодать. Но чтобы мы могли эту благодать стяжать, необходимо осознать два аспекта. Согласно протопресвитеру Михаилу Помазанскому, «Как духовное рождение, так и дальнейшее духовное возрастание человека происходит чрез взаимное содействие двух начал: одно из них – благодать Духа Святого; другое – открытие человеком своего сердца для принятия ее, жажда ее, желание воспринять ее, как принимает влагу дождя жаждущая сухая земля: иными словами – личное усилие для получения, хранения, действия в душе Божественных даров.»

 

Просмотров (118)