Как правильно подавать записки в Храме

Как правильно подавать поминальные записки

«…Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного», — предписывает всем верующим святой апостол Иаков в своем соборном послании (5 гл., 16).  И действительно, много может сделать молитва за ближнего своего, сказанная с усердием, со вниманием, от чистого любящего сердца. Но нет молитвы, которая была бы так сильна, как молитва общественная, церковная, ибо: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18,20) – говорил Господь. Упоминание имени, совершаемое во время богослужения  — особый вид молитвы. Таким образом, мы заботимся о здравии и душевном спасении близких и о блаженном упокоении усопших. Чтобы такая молитва о них была принесена, необходимо подать церковную поминальную записку.

Существуют специальные правила написания церковных записок, закрепленные давней традицией, которые необходимо неукоснительно соблюдать.

  • Записки надо подавать заранее, до начала богослужения (Литургии, молебна, панихиды) или, еще лучше, — накануне вечером. В записках, подаваемых для поминания, пишут имена только тех, кто крещен в Православной церкви.
  • Вписывая имена живых и усопших, поминайте их в процессе писания с искренним желанием им блага, от чистого сердца – это уже молитва.
  • Поминальные записки надо писать аккуратно, разборчиво, четким и понятным почерком, лучше — печатными буквами. Подумайте о том, какое количество имен надо помянуть священнослужителю.
  • Поминальные записки необходимо правильно оформить: в верхней части листка по центру следует изобразить крест и написать под ним: «О здравии» или «О упокоении».
  • Имена должны быть написаны в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?», например: Алексия, Варвары).
  • Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Георгия, а не Юрия; Иоанна, а не Ивана) и полностью (Александра, Николая, но не Саши, Коли). Правильное церковное написание имен можно найти в святцах, которые помещаются в церковных календарях.
  • В случае созвучности женских и мужских имен (например,  Александр-Александра, Евгений-Евгения, Валентин-Валентина) после написания имени нужно указать (ж) – женщина или, соответственно, (м) – мужчина, чтобы не вводить в сомнения священнослужителя, например: о здравии Александра (м), Александры (ж). Монахинь часто нарекают мужскими именами, поэтому во избежание недоразумений лучше написать полностью (например: игумении Михаилы, монахини Ардалионы, инокини Николаи).
  • Первыми в записках пишутся имена епископов с указанием их сана полностью или в понятном сокращении. Например: о здравии митрополита Филарета, епископа Иоанна,  потом — священников-иноков: игум. Максима, иером. Андрея; священников: протоиерея Николая;  диаконов, монахов, монахинь, и т.д. Затем пишутся имена родных, Ваши собственные и всех тех, о ком Вы хотели бы помолиться. Не забывайте, по заповеди Господней,  молиться и за обижающих Вас.
  • В записках не указывают фамилии, отчества, степени родства.
  • Ребенок до 7 лет упоминается в записке как младенец – мл. Петра, от 7 до 15 лет – отрок (отроковица) – отр. Марины.
  • Если Вы сочтете необходимым, в записках о здравии перед именем можно указать «болящего», «воина», «путешествующего», «заключенного». Не пишут “нуждающегося”, ”страждущего”, “озлобленного”.
  • В записках о упокоении усопший в течение сорока дней после кончины именуется «новопреставленый». Допускается в записках о упокоении написание перед именем слов «убиенный», «воин», «приснопамятный» (когда поминовение происходит в день смерти или день именин усопшего).
  • В записках об упокоении по церковным канонам нельзя писать имена самоубийц. По вопросу молитвы за таких  людей обратитесь к священнику.
  • Простые записки поминаются на Проскомидии за Божественной Литургией вместе с годовыми и сорокоустами. Молебен или Панихида совершается после Божественной Литургии, но эти же записки поминаются во время Проскомидии и ектении на Литургии.
  • Ни в коем случае нельзя писать в записках о упокоении имена здравствующих людей – это грех и кощунство!

Прихожане, которые часто бывают в храме  подают помянники – маленькие книжечки, в которой есть место для записи имен, в первой половине – о здравии, во второй – о упокоении. Такие помянники хранятся в Храме. Поминальные записки – это, своего рода, разовый помянник. Помянники и поминальные записки, как и все, что связано с Церковью, требует благочестивого отношения. Прочитанные записки и отслужившие свой срок помянники сжигаются.

В нашем  Храме  принимаются записки для следующих молитвенных поминовений:

1. Проскомидия

Проскомидия (с греческого — «приношение») — это первая часть Литургии, когда за каждое имя, указанное в записке о здравии или упокоении и произнесенное священнослужителем, из особых богослужебных просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов поминаемых: «Омой, Господи, грехи поминавшихся здесь Кровью Твоею Святою, молитвами Святых Твоих!» Вынимать частицы из просфор о живых и усопших на Литургии разрешается до «Херувимской» песни. И если Ваши записки уже не принимают в иконной лавке, не стоит упорствовать и настаивать. В Церкви есть свои правила, нарушать которые никому не дозволяется. Еще раз хотелось бы напомнить: записки на проскомидию подаются ТОЛЬКО ЗА КРЕЩЕНЫХ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ и до начала Литургии или, еще лучше, вечером накануне. После проскомидии просфору можно получить в иконной лавке и с благоговением принять ее в Храме после Причастия или дома.

Простые поминальные записки о здравии или упокоении молитвенно прочитываются священнослужителями перед Жертвенником во время Проскомидии и Святым Престолом во время Литургии.

Ектения – это особое молитвенное прошение о здравии или упокоении, произносимое священнослужителем вслух во время Божественной Литургии.

2. Молебен или Панихида

Записка о здравии или упокоении отличается от обычного поминовения тем, что в ней указывается совершение нескольких поминовений за одной службой: на Проскомидии (изъятие частицы из просфоры) и сугубое поминовение на ектении во время Литургии, а затем на молебне или панихиде (если таковые совершаются по окончании Литургии).

3. Сорокоуст

Сорокоуст — это поминовение о здравии или упокоении, которое совершается Церковью ежедневно в течение сорока дней: каждый день  происходит изъятие частиц из просфоры за поминаемого. Как правило, сорокоуст об упокоении заказывается в первые же дни по смерти христианина, часто даже в самый день отпевания. Сорокоусты заказываются не только об упокоении, но и о здравии, особенно тяжелобольных. Поскольку в нашем храме нет возможности совершать Божественную Литургию каждый день, поминовение сорокоуста совершается в течение 60 дней(2-х месяцев).

4. Поминание на год, на полгода (как простая записка).

В нашем храме можно заказать поминовение живых или усопших на  год, полгода.

Молебен

Молебен — это особое богослужение, во время которого верующие просят Господа, Богородицу, святых о ниспослании благословения, заступничества и помощи  или благодарят Бога за явленные милости. В храме молебны совершаются, как правило, после Литургии, а также после утрени и вечерни. Молебны бывают общественные и частные. Общественные молебны совершаются в дни храмовых праздников, на Новый год, перед началом учебного года, при стихийных бедствиях, при эпидемиях, в засуху и т.д. Другие молебны относятся к частному богослужению и совершаются по просьбам и нуждам верующих. В разных церквях существуют определенные дни, когда совершаются молебны, в том числе и водосвятные. На водосвятном молебне можно освятить крестик, икону, свечи. По окончании водосвятного молебна верующие с благоговением и молитвой берут святую воду и ежедневно натощак ее принимают. В поминальной записке на молебен указывается, кому мы имеем усердие отслужить молебен. Например, обращаются ко Господу, ко Пресвятой Богородице, святым (например, молебен свт. Николаю Чудотворцу о путешествующих). Благодарственные молебны служатся Господу Иисусу Христу.

Панихида

Панихида — заупокойная служба, богослужение по усопшим. Панихиды совершают не только над еще не погребенными усопшими, на кладбище и в храме, но и после похорон. Принято их совершать на третий, девятый и сороковой день после смерти, в дни рождения усопших, дни именин, смерти, во дни особого поминовения усопших, установленных Церковью. Лития – краткая заупокойная служба, что, впрочем, ничуть не умаляет ее значимости. Литию возможно совершать и мирским чином, т.е. Вы сами можете прочитать положенные молитвословия как во время домашней молитвы, так и, например, на кладбище, на могиле.

Дорогие Братья и Сестры!

Во избежание недоразумений, убедительно просим всех, кто подает записки, правильно и четко указывать какое именно поминание и на какое время Вы заказываете.

Заказывая поминание, принято делать пожертвование для храма или для священнослужителя.

Приблизительный размер пожертвования Вам укажут в иконной лавке (за свечным ящиком). Если же Вы не в состоянии пожертвовать сколько-нибудь, священник помолится о Ваших близких и так. Все зависит от Ваших возможностей и желания сотворить милость и искреннюю молитву за Ваших ближних. За Вашу жертву, за умение и волю ограничить себя в благах земных, за предпочтение утешения небесного, молитвенного, Господь сторицею воздаст Вам душевным спокойствием!

Спаси Господь за Вашу жертву!

Просмотров (900)